Субкультура джаггало, которую составляют разрисованные под диких клоунов поклонники мичигaнской группы Insane Clown Posse, практически не распространена за пределами США. Меж тем их музыкальный фестиваль Gathering of the Juggalos, проводимый в штате Мичиган, ежегодно собирает тысячи участников со всего Среднего Запада и внушительный список музыкантов. FURFUR разобрался, кто такие джагалло, почему они так выглядят и чем занимаются.

 

Американские джаггало

История движения juggalos берёт начало в ранних 1990-х, когда в Детройте была образована рэп-группа Insane Clown Posse. Её основатели Джозеф Брюс и Джозеф Атслер — типичные представители класса white trash: оба происходили из бедных семей, не имели школьных аттестатов, зато имели судимости и зарабатывали на жизнь профессиональным рестлингом. Изнанка рестлинг-бизнеса быстро разочаровала их, равно как и преступная деятельность (оба состояли в уличных бандах), поэтому наши герои основали рэп-группу Inner City Posse, названную по имени их последней ОПГ, которую затем переименовали в Insane Clown Posse («Банда безумных клоунов»).

Перемена названия означала и смену творческой концепции: на смену гангста-рэпу пришёл хорроркор — рэп, повествующий о мрачных сторонах бытия в мистических образах «тёмного карнавала». Артисты стали раскрашивать лица, словно клоуны из преисподней, и эта эстетика полюбилась детройтской молодёжи. На одном из концертов Джозеф Брюс, ныне Violent J, во время исполнения песни «The Juggla» («Клоун, жонглёр») обратился к фанатам, назвав их juggalos, и этот нечаянный каламбур из слов «жонглёр» и «жиголо» дал начало эпидемии массового помешательства, которая не утихает по сей день.

Кто такие джаггало — субкультура безумных клоунов со Среднего Запада . Изображение № 1.

Хотя музыкальные критики называли музыку ICP второсортным подражанием Beastie Boys и Faith No More, а южная конвенция баптистов даже добилась разрыва звукозаписывающего контракта c Disney по причине их вопиющего наплевательства на семейные ценности, после выхода альбома 1995 года «The Great Milenko» армия поклонников ICP выросла до внушительных размеров, комплектуясь преимущественно белой молодёжью уже не только из Детройта и окрестностей, но и из всех концов США. Фанатов ICP, именующих себя джаггало, нетрудно узнать: они раскрашивают лица клоунским гримом, заплетают волосы в косички «ножки паука», а на концертах ICP и дружественных клоунских рэп-трупп Twiztid, Psypher, DarkLotus и прочих поливают друг друга дешёвым имбирным пивом Faygo. Их приветствием стал возглас «whoop, whoop!», а символом — hatchet man («человек с тесаком»), логотип собственного лейбла ICP Psychopathic Records; вскоре появилась и одноимённая марка одежды, после чего субкультура окончательно сформировалась.

Одержимость джаггало идеями резни не деструктивна, как может показаться на первый взгляд, а несёт в себе катарсис и сатирический заряд. Эта эстетика отсылает к творчеству кумира молодёжи 1970–1980-х Элиса Купера, тоже перевоплощавшегося на сцене в сентиментального маньяка со зловещим гримом на лице, к армии Kiss и к движению скандинавских блэк-металлистов. А если копнуть глубже, то корни этой традиции — в средневековой площадной культуре, где скоморохи-жонглёры высмеивали порочность и ханжество тогдашнего общества. Похожий образ психопата в маске Ганнибала с электропилой воплотил примерно в то же время и другой детройтский рэпер по имени Эминем, но с ним ICP враждовали из-за недоразумения с флаером, а возможно, потому, что он был самым ярким явлением в мире белого рэпа и грозил затмить «безумных клоунов».

 

Стиль одежды джаггало — подчёркнуто небрежный и нонконформистский — восходит к юности основателей ICP: оба Джозефа получали одежду по талонам от благотворительных организаций, но насмешки сверстников их не уязвляли; наоборот, они научились гордиться своими обносками и в дальнейшем сделали из них модный тренд.

Фестиваль джаггало

В 2000 году в экспоцентре города Нови, Мичиган, состоялся первый «джаггало-Вудсток» — фестиваль Gathering of the Juggalos, сразу собравший 7000 инфернальных клоунов со всего Среднего Запада, к ужасу местных обывателей. Джаггало сразу же проявили себя как антиподы американской мечты: обилие наркотиков, дешёвого алкоголя, фастфуда, безвкусных нарядов, обнажёнки и громкой музыки обеспечили движению дурную славу новой опасной субкультуры, своеобразной противоположности утончённо-концептуальному The Burning Man. Фестиваль стал ежегодным. В 2003 году полиция попыталась пресечь массовое непристойное поведение участников фестиваля при помощи слезоточивого газа, но это ещё больше сплотило его участников в их революционном порыве.

Теперь GOTJ проходит каждое лето и длится пять дней, а принимать в нём участие стало делом престижа для ведущих артистов Америки. В разное время его сцену делили Ol' Dirty Bastard, Айс Кьюб, Naughty by Nature, Method Man & Redman, Баста Раймз, Xzibit, Soulfly, Fear Factory, Onyx, Дэнни Браун, Slaine, Мастер Пи, Open Mind Productions, Рэйквон, Джордж Клинтон и Parliament. Ведущим на главной сцене в 2011 году GOTJ стал Чарли Шин, который с тех пор заявляет о своей принадлежности к движению джаггало. На фестивале проводится также чемпионат по рестлингу, караоке-турнир, а все желающие могу окунуться в детство, покружившись на каруселях или на колесе обозрения. Гостями 15-го GOTJ, который начнётся 23 июля, станут Cypress Hill, Yelawolf и легенды дет-метала Cannibal Corpse. 

 

Документальный фильм режиссера Шона Данна о джаггало

Несмотря на кровожадную эстетику и похабную сексуальность, царящие на фестивале, все его посетители говорят об атмосфере любви и братского взаимопонимания, которая их окружает — и они совершенно искренни. Каждый джаггало оставляет свои комплексы по поводу денег, внешности и сексуальности, а также проблемы с законом и работой за порогом фестиваля. На его территории можно напиваться в хлам, объедаться фастфудом, экспериментировать с сознанием и предаваться беспорядочному сексу без опасности вызвать общественное порицание. Движение джаггало уже включает в себя десятки тысяч человек, сообщества появляются в Англии и Южной Америке, вне зависимости от расы, религии, социального положения и комплекции.

Официальные власти косо смотрят на культуру джаггало. ФБР даже внесла движение в список криминальных сообществ, а полиция устроила весьма результативный наркотический рейд на последнем Juggalo Gathering. Но лидеры движения, напротив, всячески подчеркивают его гуманитарный характер. В Колорадо джаггало основали благотворительный фонд, в 2010 году Psychopathic Records устроили сбор средств и игрушек для детей из бедных семей, а в 2014-м ICP провели благотворительный концерт памяти умершего от болезни джаггало Аарона Спенсера, все средства от которого пошли его семье.

90% джаггало — сравнительно безобидные любители рэпа, альтернативной музыки и лёгких наркотиков, которые могут максимум закидать исполнителя бутылками или облить соседа лимонадом. Но оставшиеся 10%, по оценке американского Центра расследования бандитизма, всё же составляют организованные уличные банды, промышляющие наркотиками, грабежами и убийствами. «Трушные» джаггало всячески отмежёвываются от гангстеров в гриме клоунов, резонно замечая, что преступники могут использовать эстетику любой субкультуры. В конце концов, банды Мэнсона причисляла себя к хиппи. Сами основатели движения — Violent J и Shaggy 2 Dope из Insane Clown Posse — вообще идентифицируют себя как «евангельских христиан» и терпеливо объясняют озабоченным консервативным журналистам Fox News, что, во-первых, в своих песнях они не воспевают, а критикуют наркоманию, расизм и прочие неприглядные черты американской жизни, а во-вторых, это всё игра и понарошку.

Автор: Леонид Зильберштейн