Мы продолжаем серию материалов в рубрике «Потрачено», где наши коллеги Дима Аверенков и Никита Комарков публикуют статьи, посвящённые компьютерным играм, киберспорту и другим развлечениям. В прошлый раз парни рассказывали о том, как видеоигры из развлечения для ботаников превратились в современный вид спорта. Сегодняшний текст посвящён культовым игровым сериям.

  

Признайтесь, каждый из вас хотя бы пару раз, добавляя нового друга в социальных сетях, просматривал его аудиозаписи, чтобы составить первое представление о человеке. Музыкальные вкусы зачастую многое говорят о людях, как и любимая литература, любимые фильмы или кулинарные предпочтения. Абсолютно так же ситуация обстоит и с играми. Назовите мне, во что вы играли раньше и что выбираете сейчас, если ещё не бросили, и я смогу примерно понять, насколько интересно нам обоим будет дальнейшее общение.

Собственно эта мысль посетила меня, когда я читал комментарии к нашей первой статье, в частности про то, что мы забыли упомянуть Warcraft. Я очень любил первые две части, а вот все остальные прошли как-то мимо, и возможно поэтому мы уделили несомненно легендарной серии чуть меньше внимания, чем следовало бы. И тут я подумал: «Черт, а ведь так много крутых франшиз, которые не являются соревновательными или перестали ими быть, но про них просто необходимо рассказать». И тогда мы с Никитой решили, что исправим эту несправедливость, а заодно и поближе познакомимся с нашими читателями, рассказав о наших любимых игровых сериях, и я начинаю первым.

  

 

 

 

  

FALLOUT

  

ЖАНР: ролевая игра

1997–2010

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 1.

 

 

Первые две части этой серии, пожалуй, являются моими любимыми представителями жанра RPG. Да, я обожаю Baldur’s Gate, Icewind Dale и Planescape: Torment, но Fallout сделал то, чего этим играм не удавалось. Выпущенная в 1997 году первая часть открыла для нас потрясающе проработанный постапокалиптический мир, а вторая добила размахом локаций и открывающимися внутри игры возможностями.

  

 

Доскональная процедура создания персонажа, отличный нелинейный сюжет, продуманная боевая система — всё это заставляло проходить игру не раз и не два. Какие-то моменты прохождения я помню до сих пор, и если меня разбудить среди ночи и спросить, где найти оружие на начальной стадии игры, я, не задумываясь, расскажу, в каком сарае в Кламате лежит древнее ружье и как расстрелять половину Дена, чтобы разжиться неплохим арсеналом и не склеить ласты. Потом было затишье на несколько лет, и вышел Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, которому было далеко до первых двух частей, потому что разработчики решили попробовать что-то новое и поимпровизировали на тему Jagged Alliance в декорациях знакомого нам постядерного мира.

Игра получилась неплохая, но линейность, ограниченные локации и вялый сюжет помешали ей стать хитом. А вот после этого случилось ужасное: студия Black Isle закрылась. Interplay, на чьей совести и лежит этот поступок, пыталась продолжить серию выпуском новых частей игры для консолей, но успехом это не увенчалось.

 

Fallout 1. Изображение № 2.Fallout 1

 

Кстати, не все знают, но вдохновением для разработчиков Fallout послужила игра Wasteland, выпущенная в 1988 году. И сейчас часть команды Black Isle организовала студию InXile, в которой трудятся над Wasteland 2, которая, по слухам, возьмёт всё лучшее и из линейки Fallout. На неё успешно собрали деньги на Kickstarter и обещают выпустить в этом году, но что-то мне подсказывает, что вся эта затея превратится в тыкву.

А прямым продолжением серии в 2008 году стал Fallout 3 разработчиков Bethesda Software, которые заполучили в свои руки права на продолжение серии. Игра должна была вобрать в себя всё лучшее от первых частей и облачить это в красивую современную оболочку. На деле же все получилось только частично. Старые фанаты серии жаловались на «вот это вот ваше 3D» и требовали вернуть изометрию и хардкор. Сюжет получился не слишком захватывающим, а пришедшие из мира шутеров коридорные перестрелки и добавление режима битвы в реальном времени ещё сильнее расстроили поклонников. Но в целом игра была принята хорошо и во многом благодаря этому обзавелась продолжением New Vegas, в котором разработчики исправили многие косяки прошлой части, сделав игру более интересной и сбалансированной. Пожалуй, даже при всей моей нелюбви к RPG от третьего и первого лица, вынужден признать, что это удачное продолжение легендарной франшизы, и хочется верить, жить она будет долго и счастливо.

 

 

 

  

 

  

CIVILIZATION

  

ЖАНР: ПОШАГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

1991–2013

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 6.

 

 

Несомненно, легендарная и знаковая серия для мира пошаговых стратегий. Охватывающая огромные территории, сложная и захватывающая Civilization отобрала порядочное количество моего свободного времени. Не все любят пошаговые стратегии, особенно такие глобальные, когда на один ход может уходить по 40 минут, но скажите, кто в детстве не хотел стать известным политиком?

 

  

 

Возложить на свои воображаемые широкие плечи судьбу государства и всего мира, уничтожить врагов, завести полезных союзников и построить свой мир полный добра и любви. Ну или забросать Землю ядерными бомбами, испортить навсегда экологию и утопить планету в крови и анархии — каждому своё. В Civilization можно было всё это и многое другое. Игра потрясала своей проработанностью и монументальностью.

Продолжение серии, на мой взгляд, всегда оставалось на уровне. Отчасти благодаря тому, что разработчики всех последующих частей, видимо, основной целью себе поставили не испортить то, что и так хорошо. Конечно, в разных играх серии были различные плюсы и минусы, но ниже определённого уровня планка никогда не опускалась. Начиная с 2001 года игра разрабатывалась уже не Сидом Майером, но сильно хуже от этого не стала. Графика, конечно же, улучшилась с развитием технологий, но создатели никогда не перебарщивали с модными наворотами, оставаясь верными привычной изометрии. На данный момент последней игрой франшизы является Civilization 5, разработанная Firaxis Games. Она, как и предыдущие игры, имеет свои недостатки, но в целом является достойным представителем легендарной семьи и вселяет оптимизм в дальнейшее развитие серии.

 

Civilization. Изображение № 7.Civilization

  

 

 

 

 

 

  

WARCRAFT

  

ЖАНР: стратегия в реальном времени

1994–2012

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 10.

 

 

Во вступлении я уже признался в любви к первым частям этой серии, поэтому странно было бы о ней не рассказать. О её появлении мы достаточно подробно поведали в нашем первом материале, но забыли упомянуть о продолжении, а оно этого определённо заслуживает. Итак, после выхода Warcraft: Orcs and Humans в 1994 году и Warcraft 2: Tides of Darkness в 1995-м Blizzard выпустили несколько дополнений (и кто же знал тогда, что это станет их коммерческой стратегией на всю жизнь) и замолкли аж до 2002 года.

  

 

 

Прервать молчание было суждено Warcraft 3: Reign of Chaos, которая сразу же завоевала сердца игроков. Отличная графика, увлекательный сюжет, сбалансированные расы — в игре было хорошо решительно всё. Благодаря непревзойдённой работе сценаристов у Blizzard была создана отличная вселенная, и они разыграли этот козырь с лихвой. Третья часть серии сразу же стала популярной кибердисциплиной, отчасти потеснив Starcraft, и задала новую планку для всех стратегий в реальном времени. Помимо этого она обросла огромным количеством модификаций, из которых, в том числе появилась DotA.

Но всё это было только частью успеха. Чтобы навеки обеспечить себе безбедное существование и поработить весь мир, Blizzard нужно было придумать что-то невероятно хитовое. Игру, которая соберёт огромную армию поклонников и принесёт не меньшее количество хрустящих зелёных бумажек. И они сделали её. Вышедшая в 2004 году World of Warcraft совместила в себе шикарно проработанный мир Warcraft (не зря же они её так назвали), отличную графику и популярную MMORPG-механику.

 

Warcraft. Изображение № 11.Warcraft

 

Благодаря хорошему сюжету и постоянной поддержке со стороны разработчиков, WoW сумела заткнуть за пояс таких именитых конкурентов, как Lineage, Ragnarok и прочих. Просто потому, что там уничтожать мобов и ходить в PVP (Player Vs Player) было чуточку интереснее, чем в других подобных играх. И это интересный пример развития серии, которых не так много. Большинство студий не меняют первоначальный концепт игры. Возможно, им не хватает смелости для этого, возможно они считают, что старый друг лучше новых двух, но это факт. Меняется графика, добавляются новые фишки, исчезают и появляются главные герои и сюжетные ходы, но суть, как правило, остается той же. И здесь Blizzard доказали, что куш срывает тот, кто рискует, потому что, на мой взгляд, World of Warcraft на данный момент — это одно из лучших продолжений всех игровых серий, по крайней мере с коммерческой точки зрения уж точно.

 

 

 

 

 

  

DIABLO

  

ЖАНР: экшен/RPG

1996–2012

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 14.

 

 

У появления первой части Diablo довольно интересная история, которую кто-то может не знать. Изначально она была разработана студией Condor, но хитренькие Blizzard купили и игру, и студию ещё до того, как игра вышла. Студия впоследствии стала именоваться Blizzard North, а Diablo стала ещё одной франшизой, принесшей компании кругленькую сумму денег.

  

 

Diablo не была классическим RPG вроде уже упоминавшегося Icewind Dale. Никакого тебе двухчасового разбрасывания плюсиков по статам персонажей и отыгрыша роли, простой сюжет в стиле «пойди туда убей/принеси это» и всего три класса персонажей. Казалось бы, ничего интересного. Но только казалось, потому что Diablo быстро стала хитом. Великолепно переданная мрачная атмосфера безысходности, в которой проживает деревня, потрясающий по красоте печальный саундтрек и динамичный геймплей сделали своё дело. Ну и конечно же лут. Его собирание превращалось в какую-то маниакальную тягу, ради него локации перепроходились по несколько раз, благо монстры восстанавливались и при смерти выбрасывали из себя новые порции топоров, мечей и прочих простых радостей.

Разработчики быстро поняли, что главная радость для любителей серии — это найти своему герою новое оружие и померяться им с друзьями. И поэтому в 2000 году (спустя четыре года, ох уж эти Blizzard) выпустили продолжение серии с незамысловатым названием Diablo 2. В игру добавили новые локации и персонажей, ещё больше монстров и ещё больше лута. Ну просто очень много лута. Игра стала, на мой взгляд, гораздо более динамичной и проходилась с огромным удовольствием. А потом перепроходилась, потому что твой сосед уже нашёл варвару топор на +40 к силе, а у тебя только +20, и так до бесконечности. Помнится, игру много ругали, мол, графика устаревшая, механика тупая, но это никому не мешало в неё играть. И играли в неё очень долго, создавая собственные модификации, с ещё большим количеством монстров и предметов, с ещё более кошмарными уровнями сложности и даже с придуманными абсолютно с нуля способностями героев.

 

Diablo. Изображение № 15.Diablo

 

Конечно же, Blizzard не могли упустить такой шанс заработать денег и поэтому, спустя 12 (!) лет выпустили Diablo 3. Чтобы захватить не только старых любителей серии, но и новое поколение игроков, механику сделали попроще, хотя умереть по-прежнему можно везде и всегда. Особенно это радует в режиме hardcore, где умерший единожды персонаж покидает вас навсегда, со всеми заботливо собранными наборами предметов. Игру снова много ругали за всё, но по-прежнему продолжали играть. И видимо, играют много, потому что уже скоро выходит дополнение, а саму игру постоянно обновляют. Я лично с удовольствием приобрету продолжение и посвящу часть времени прочесыванию новых подземелий в поисках ещё более крутой секиры своему варвару.

 

 

 

 

 

  

SIMCITY

  

ЖАНР: градостроительный симулятор-стратегия

1989–2013

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 18.

 

 

Первой частью серии, которая добралась до моего жёсткого диска, была SimCity 2000, потому что предыдущая вышла в те времена, когда о компьютере я не мог и мечтать. Выпущенная в 1994 году компанией Maxis игра радовала хорошей по тем временам графикой и большим количеством возможностей. К тому же, для меня она стала первой из тех, в которых не нужно кого-то убивать, спасать принцесс или воевать с другими нациями. Но ей это и не было нужно, чтобы надолго захватывать внимание игрока.

  

 

И снова, детская мечта почти каждого — построить свой идеальный город. Где все будут сыты и довольны, дети будут расти умными, бандиты сидеть за решеткой, а мэр (то есть вы) станет любимцем жителей. По правде сказать, у меня это не всегда получалось даже в игре, так чего уж ругать наших политиков, которым в детстве и потренироваться было не на чем. В дальнейшем разработчики исповедовали всё ту же тактику «главное — не испортить» и принципиально ничего нового в игру не добавляли. Опять графика, опять расширение возможностей, но это всё вполне традиционно и продолжается в том же ключе и до сих пор. Но тут стоит отметить другую серию, которая никогда бы не появилась на свет, если бы не SimCity. Это, конечно же, «главная игра всех домохозяек», симулятор бренного существования The Sims.

Первая часть франшизы, вышедшая в 2000 году, произвела настоящий фурор. Красивая трёхмерная графика, огромное количество возможностей, но главное — шанс создать альтернативного себя в виртуальной реальности и стать великим музыкантом/врачом/политиком, ну или кем вы там хотели стать, но не вышло. Это, конечно, не единственная цель игры в Sims, можно было и просто развлекаться. Ввести код и заняться строительством дома на пару часов, или запирать своих глупых подопечных в бассейне без лестницы и смотреть, как они паникуют и тонут. В общем, всё как в жизни. Естественно, все остальные части пошли по накатанной, улучшая графику, расширяя мир и добавляя по десять новых диванов для гостиной и по 100 одёжек для сима. Это абсолютно не мешает игре продаваться каким-то невероятным количеством копий, а с появлением таких приблуд, как очки виртуальной реальности, и вовсе в потенциале заменить собой реальный мир через пять-десять лет.

 

Simcity 2000. Изображение № 19.Simcity 2000

 

 

 

 

 

  

FIFA

  

ЖАНР: спортивный симулятор

1993–2013

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 22.

 

 

Пожалуй, самая любимая из моих серий. Вышедшая в 1993 году, FIFA в 1994-м стала одним из первых симуляторов футбола. И пускай в то время назвать это симулятором было сложно (как, впрочем, и сейчас), игра сразу собрала армию фанатов. Просто потому что достойных конкурентов у неё, по сути, не было.

  

 

По большому счёту про развитие серии даже и рассказать особо нечего. Есть игроки, есть мяч, есть цель выиграть и устройство ввода данных в компьютер, с помощью которого вы эту цель выполняете. Каждая новая игра серии могла похвастаться улучшенной графикой, обновлёнными составами и появлением в виртуальном футболе новых элементов футбола реального. Последние части щеголяют современной картинкой, проработанными индивидуальными качествами игроков, реалистичной физикой мяча и прочим, и прочим.

На самом деле, последние несколько лет разработчики лишь обновляют составы да выжимают последние соки из устаревшего движка игры. Ну и ещё в одной части какую-то фичу убирают, а через одну добавляют и говорят, что это новая разработка и раньше такого никогда не было. На мой взгляд, выход консолей нового поколения должен встряхнуть разработчиков, так как франшиза уже довольно долгое время заточена именно под приставки, и внести в игру серьёзные изменения. И хотя 14-я часть уже есть на PS4, это скорее переходный момент между двумя поколениями, потому что ничего нового она в себе не несёт.

 

FIFA 94. Изображение № 23.FIFA 94

 

 

 

 

 

  

COMMAND & CONQUER

  

ЖАНР: стратегия в реальном времени

1995–2012

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 25.

 

 

Потрясающая и довольно разнообразная франшиза, последнее время почему-то слегка позабытая. Нет, я, конечно, в курсе онлайн-версии С&C: Tiberium Alliances, но это немного не то, каким мне хотелось бы видеть развитие серии. Основанная на механике великолепной Dune, первая часть одноимённой серии вышла в 1995 году.

  

 

Westwood взяли проверенную механику и поместили её в мир противоборства двух фракций — NoD и GDI. Игроку был предоставлен выбор: на чью сторону встать — добряков из GDI (Global Defensive Initiative) или злобных революционеров из братства NoD под предводительством обаятельного, но слегка безумного Кейна.

Первое, что заставляло влюбиться в игру, — это отличные сюжетные видеоролики, в которых актёры вполне натурально обыгрывали всё происходящее. Гораздо проще проникнуться духом игры, когда твой персонаж, сыгранный отлично подобранным актёром, призывает во чтобы то ни стало уничтожить жалких слюнтяев из GDI и захватить весь Тиберий (главный ресурс в игре), а вместе с ним и мировое господство. Но самой крутой частью франшизы, на мой взгляд, является Red Alert. Не полюбить эту игру было просто невозможно. Сумасшедший сюжет, спекулирующий на холодной войне между СССР и США, отличная механика оригинального C&C и с юмором преподнесённая атмосфера просто не позволяли оторваться от игры. Чего стоят только кадры советских военных дирижаблей, пролетающих мимо статуи свободы, из заставки второй части игры.

 

Command & Conquer. Изображение № 26.Command & Conquer

 

Если собрать все видеовставки из Red Alert 2, может получиться неплохой фильм, из серии тех, что так любили снимать американцы в 1990-х. Сумасшедший русский диктатор, воскрешённый Ленин, наделенный псионическими способностями, боевые кальмары и армия злых русских Иванов с гранатами наперевес — полный набор, смешать, но не взбалтывать. Впоследствии разработчики обыгрывали и другие версии мировых конфликтов: например, между США, некими террористами и Китаем в C&C Generals. Были даже попытки создать шутер во вселенной C&C, но особым успехом они не увенчались. Стоит отметить, что с 2003 года права на серию принадлежат Electronic Arts, и, какое совпадение, именно с тех самых пор игры стали выходить так себе. Верится с трудом, но я надеюсь, что разработчики из EA рано или поздно смогут соорудить достойное продолжение и столь любимая многими игроками франшиза не будет забыта.

В заключении хотелось бы сказать, что охватить вообще все легендарные игровые серии очень сложно — тогда наш материал пришлось бы делить на десять частей. Именно поэтому мы рассказываем именно о тех, которые особенно нравятся лично нам. О каких-то сериях писать просто бессмысленно, так как их истории идентичны уже описанным (например, NHL или NFL от EA Sports). Также я ни в коем случае не отрицаю крутость той же GTA, но на волне выхода новой части о ней написали уже столько, что не хочется заново пережевывать всю историю. В любом случае делитесь с нами сериями, которые вы считаете лучшими и ждите продолжения материала от Никиты в ближайшее время. Ну и, как говорится, all your base are belong to us.

 

Потрачено: 7 легендарных игровых серий. Изображение № 29.