О том, что представляет собой татуировка сегодня, ведётся немало споров, но, пожалуй, самая острая тема этих обсуждений — является ли татуировка искусством? Общепринятой точки зрения нет — тем не менее, есть некоторые объективные взгляды, и в этой статье мы решили их рассмотреть.
Татуировка как массовое явление
С татуировкой сегодня происходит та же история, что и с граффити: она меняет своё место в современной культуре и превращается из искусства в понимании субкультуры в искусство для более широкой аудитории. Искусство коллекционируемое, искусство, к которому часто обращаются художники, дизайнеры одежды и кураторы.
В этом и заключается новое место татуировки и её значение в современной культуре, если сравнивать, например, с началом прошлого века — взаимосвязь между татуировкой и модой становится двунаправленной: татуировка и её визуальный язык влияют на моду и дизайн сегодня в той же степени, в какой происходит и обратное влияние. Сегодня татуировки становятся равноценным феноменом более широкой культуры, включающей в себя те же моду, граффити, дизайн и так далее — и дизайн татуировок можно анализировать в контексте стилистических предпочтений времени, места или определённого контингента людей.
Один из недавних прецедентов
в этой области — весенняя коллекция Maison Martin Margiela
Мода обращалась к татуировке и татуировщикам не раз — от татуированных моделей, использования стилизованных татуировок в дизайне или даже коллаборациями с татуировщиками. Этот же случай показателен именно тем, что коллекция, с одной стороны, стирает грань между искусством и модой и использует произведения искусства как основу своих объектов, обыгрывая в них витражи архитектора Фрэнка Ллойда Райта, принты дизайнера ткани начала века Рауля Дюфи — и, помимо всего прочего, татуировки Нормана Кита Коллинза. Фактически, тем самым эти предметы искусства утверждаются как равноправные — то есть татуировки Коллинза признаются искусством в той же мере, что и витражи Райта.
Татуировка и её связь с искусством
Татуировка в западном мире имеет долгую связь с искусством — и, как упоминает тату-критик Макс Лоддер в своей статье, ещё сто лет назад в газетах рассуждали о татуировке как об особом искусстве, а в лондонской газете Stand Magazine в 1897 году появляется упоминание об Англии, Японии и США как центрах художественной татуировки. Ещё сто лет назад короли, графы и остальная британская аристократия выбирают себе самые сложные татуировки как с визуальной точки зрения, так и с точки зрения технологической — иначе говоря, ещё в начале прошлого века татуировки анализируют с точки зрения того, насколько они являются искусством. Медиа освещает экспертные вопросы, проводит интервью с татуировщиками, делает обзоры лучших студий.
В 1970-годы в Америке медиа объявляет новый расцвет татуировки — потому как в татуировку приходят мастера, которые имеют художественное образование. В то же время татуировка понемногу перемещается в музеи — сначала как художественный акт (то есть в качестве перформанса): знаменитый татуировщик Спайдер Уэбб выполнил порнозвезде Анни Спринкл татуировку на ступенях МОМА в то время как татуировка была запрещена в Нью-Йорке. Чуть позже, в 1977 году, Рут Мартин, художник и ключевая фигура американского татуировочного андерграунда, набивала татуировки и показывала свои работы в музее современного искусства в Париже в рамках десятой парижской биеннале. И чем дальше, тем больше людей — и в том числе экспертов из художественной среды — признают татуировку как модное, общепринятое и высокохудожественное искусство.
За почти 150-летнюю историю татуировки в западном мире она фактически никогда не была уделом одних только преступников, моряков и шлюх, как принято считать — просто в этих сообществах она была распространена наиболее широко. Искусствовед и тату-критик Мэтт Лоддер анализирует газетные статьи столетней давности и приходит к выводу, что («People always say the same thing about tattoos») татуировки никогда не были уделом только моряков да байкеров — их всего лишь так воспринимало медиа и создавало этот миф, транслируя одни и те же слова что в статьях за 1908 год в Нью Йорк Таймс, что в статьях за 2003-й.
До последнего времени татуировки в искусстве фигурировали чаще всего в процессе своего создания и в жанре перформанса.
Один из самых известных перформансов был совершен испанским художником Сантьяго Сьерра. В 2000-м году художник заплатил четырем проституткам эквивалент героиновой дозы — а за это они позволили ему вытатуировать линию на их спинах.
Татуировка в современном мире
При этом отрицать изменения в этой сфере было бы, наверное, глупо. Сто лет назад татуировка не была так широко распространена как сейчас — и вообще, за всю свою историю, никогда она не была распространена так широко, как сейчас. Татуировки делает все больше и больше людей сегодня — и они становятся все более разнообразными. Татуировка сильно меняется последние годы — и особенно сильно она поменялась в эпоху интернета. Если до интернета татуировка представляла собой скорее локальное ремесло — с преобладающими местными темами, стилями и трендами, глобализация стирает эти границы. Заслуга интернета не только в глобализации — его главная заслуга в том числе и в доступности информации о возможностях и способах нанесения татуировки. Интернет превращается в онлайн-каталог искусства татуирововки — и предоставляет неплохие возможности для маркетинга и раскрутки.
Татуировкой начинают заниматься все, кому не лень — и после разочарования 2000-х, связанного с появлением огромного количества студий сомнительного качества, к середине и особенно конце 2000-х в татуировку приходит огромное количество дизайнеров и художников (за неполным списком можно обратиться к книге Forever: the new tattoo, например). При этом, уходя в татуировку, они не оставляют своих привычных занятий — и татуировка начинает восприниматься как еще одно средство выражения — наравне с дизайном, живописью или, например, граффити. Здесь можно немного порассуждать о мастерстве и технике — если раньше татуировка осваивалась годами как ремесло, то теперь нет-нет да и встретишь художников, в чей адрес летят упреки, что они еще не научились правильно держать машинку, а уже вовсю забивают тела желающих.
Интерес публики и татуировкам от мастеров, работающих в других направлениях искусства — а особенно тех из них, кто выставляется, известен и вовсю продает свои работы — растет, и это констатирует, например, создатель журнала Sang Bleu Максим Буши в одном из своих интервью. Важным следствием всего этого становится появление новых жанров татуировки и интересных экспериментов в этой области: если двадцать лет тому назад татуировщики должны были выучить множество разных стилей, чтобы продемонстрировать свое мастерство, то в нынешнем торжестве постмодернизма это оказывается не обязательным: работы Fuzi UVTPK по своей стоимости оказываются соизмеримы с классиками японской татуировки, и количество татуировочников, которые делают маркетинг на собственной идентичности и собственном уникальном стиле, продолжает увеличиваться.
Forever: the new tattoo
Работа Fuzi UVTPK
Татуировка сегодня формально и визуально разделяет определение ремесла и искусства — при этом, конечно же, она сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под искусством. Татуировки нельзя купить и продать, как картины, хотя некоторые,например Кейт Мосс, умудряются это делать, зарабатывать их приходится кровью и болью, татуировки меняются со временем и стареют в той же мере, что и тела, на которых они сделаны — а в конце этого пути рано или поздно отправятся вслед за своим хозяином в могилу.
Вопрос стоимости татуировки художника, который недавно поднимала Кейт Мосс, был решен еще восемь лет назад. В 2006 году бельгийский художник Уим Делвой набил татуировку на спине добровольца, Тима Стейна (название художественного произведения — «Тим, 2006»), и подписал ее. Спустя два года работа была продана немецкому коллекционеру искусства за €150,000, которые поделили между собой художник, владелец татуировки и музей, который продал работу коллекционеру. По договору, владелец татуировки должен показывать кожу несколько раз в году, а после смерти завещает свою кожу коллекционеру. И в этом контексте уместно задать вопрос о том, должна ли татуировка стать искусством которое будет передаваться следующим поколениям — или ее ценность состоит в том, что она умрет вместе со своим владельцем.
Одну из татуировок Кейт Мосс ей сделал художник Люсьен Фрейд, который умер в прошлом году. В интервью журналу Vanity Fair Мосс предложила выставить свою татуировку на продажу — буквально устроить пересадку кожи коллекционеру за несколько миллионов, так как это «оригинальный Фрейд».
Выставок татуировок при музеях становится все больше с каждым годом — более того, главные мировые тату-студии по примеру AKA Berlin начинают работать как полноценные выставочные пространства и открывать свою издательскую программу. Ближайшее важное событие в области татуировки как современного искусства случится в мае этого года — когда в престижном Музее набережной Бранли в Париже откроется выставка «Татуировщики, татуированные» на тему татуировки как собственно современного искусства. Выставка будет включать в себя работы, созданные специально для этого события художниками с мировыми именами, дизайны костюмных татуировок на ткани и объемные репродукции татуировок с живых моделей.
Среди отечественных примеров разговора о татуировке как о современном искусстве можно отметить введение в журнал «Garage» 2011 года — где появляются дизайны татуировок от Дэмиана Херста, Джеффа Кунс, Динос Чэпмен и Ричарда Принса — с цитатой от пионера концептуального искусства Джона Балдессари «Больше никаких скучных татуировок на моем теле» и татуировкой бабочки в интересном месте от того же Дэмиана Херста на обложке журнала.
Garage
ноябрь 2011
«Тим, 2006», Уим Делвой
Выводы
По сути, чтобы ответить на вопрос, является ли татуировка искусством, необходимо решить другой связанный с ним вопрос — что же представляет собой искусство. Если мы говорим об искусстве в его узком значении — в частности, высоком искусстве, то татуировку к нему едва ли можно будет отнести. Либо сюда относится ограниченное количество татуировок в мире, которые создаются художниками как собственно художественный акт — но при этом по меткому замечанию Максима Буши, нужно не забывать, что единственная существенная заслуга последних — это «превращать плохие татуировки в хорошее искусство».
Если мы расширяем понятие искусства до более собирательного понятия, куда входит и уличное искусство, и графический дизайн, и, например, высокая мода — а критерием оценки добавим признание экспертным сообществом (и вспомним, что сегодня любой объект, помещенный в музей современного искусства, отчасти превращается в современное искусство), то татуировка им, безусловно является.
А чтобы завершить статью, можно вспомнить остроумный ответ татуировщика Fuzi UVNPK на вопрос о том, почему его портаки являются искусством. На это, напоминаем, он ответил — «мои татуировки являются искусством, хотя бы потому что ты меня спрашиваешь, искусство ли это».
Комментарии
Подписаться