Один из жанров итальянского эксплуатационного кино джалло нельзя назвать обычными триллерами о серийных убийцах. Как и в случае со спагетти-вестернами, итальянцы продемонстрировали свой особенный подход к триллерам. Мы решили разобраться, что же представлял собой этот незаслуженно забытый жанр, и дать основные опорные пункты всем, кто хочет начать разбираться в этом самостоятельно.

 

 

История жанра

Название жанра джалло переводится с итальянского как «желтый», и произошло оно от серийного оформления дешевых бульварных детективов в желтых обложках. Когда кино стало важнейшим из искусств не только для советского пролетариата, но и для всего остального мира, криминальные сюжеты перекочевали на большие экраны. Но народу требовались не интеллектуальные игры детективов и преступников, а кровь и изощренные убийства, показанные как можно более подробно.

Итальянец Марио Бава почувствовал настроение толпы и представил на суд публике два своих фильма «Девушка, которая слишком много знала» (1963) и «Кровь и черные кружева» (1964). Именно их принято считать первыми ласточками зарождавшегося жанра. Эти отличительные особенности джалло, превратившиеся впоследствии в клише, появились гораздо позже.

«Птица с хрустальным оперением» (1970) Дарио Ардженто стала настоящей библией джалло. При этом Ардженто не придумал ничего нового, а только скомпилировал находки своего учителя Марио Бавы: сыщик-дилетант, расследующий таинственные убийства, и неизменный маньяк в черном, — со временем все это тоже стало штампом. Оглушительный коммерческий успех картины заставил многих итальянских режиссеров, бравшихся за все, что приносило деньги, начать делать собственные истории про серийных убийц. Разумеется, новаторские для того времени визуальные и сюжетные решения Ардженто копировались едва ли не вслепую.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 1.

 

 

5 режиссеров классики джалло

 

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 2.

МАРИО БАВА

Считается основателем жанра. В своих фильмах Бава не только сидел в режиссерском кресле, но выступал и оператором, так что ставший культовым визуальный ряд — его личная заслуга. В целом же Бава занимает достаточно почетное место — вошел в историю мирового кинематографа, да и вообще поп-культуры — например, группа Black Sabbath своим названием обязана именно его фильму.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 3.

Дарио Ардженто

Самый известный итальянский режиссер эксплуатационного кино. Его дебют сформировал все каноны джалло-фильмов, а сам Ардженто уже редко снимал что-то в других жанрах. Интересно, что в таком достаточно непритязательном направлении кино Ардженто видел глубокий психологизм, утверждая, что в джалло-фильмах нож — это фаллический символ, а убийство подобно оргазму.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 4.

Лючио Фульчи

Прогремел на весь мир с фильмом «Зомби: пожиратели плоти» и другими фильмами про живых мертвецов. Поэтому широкой публике он известен как режиссер ужастиков сомнительной художественной ценности. Тем не менее в джалло он тоже успел отметиться, причем достаточно серьезно. Стоит ли говорить, что джалло-фильмы, снятые Фульчи, являются самыми кровавыми и наиболее близки к слэшерам.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 5.

Умберто Ленци

Этот режиссер успел отметиться во всех направлениях итальянского кино, приносивших хоть какую-то прибыль — пиратские фильмы, приключения, пеплумы, спагетти-вестерны, краймы, хорроры, варсплотейшены. Не удивительно, что и джалло он не обошел стороной. При этом своего почерка он так и не выработал: половина его джалло-фильмов сделаны по рецептам Бавы, другая половина — по канонам Ардженто.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 6.

Серджо Мартино

Начал делать джалло мгновенно после успеха Ардженто и за три года успел снять аж пять штук. Надо отдать ему должное: Мартино не скатился в самоповтор и снимал фильмы достаточно качественно. На какое-то время он отошел от джалло-фильмов, а когда решил вернуться, в 1982 году, хита кинопроката из его картины не вышло.

В том, что джалло-фильмы были похожи друг на друга, отличаясь лишь незначительными деталями, для того времени не было ничего удивительного. Продюсеры итальянских киностудий при выборе сценария руководствовались принципом «на какой из блокбастеров будет похож твой будущий фильм?». В 1970-е было выгодно быть похожим на «Птицу с хрустальным оперением».

Джалло превратился в золотую жилу итальянского кинематографа, заняв в кинотеатрах место угасающих спагетти-вестернов. Впрочем, достичь того же размаха не получилось: в 1970-х годах было снято около сотни джалло-фильмов, в то время как вестернов было сделано в три раза больше.

Еще одним отличием джалло-фильмов от спагетти-вестернов стало то, что итальянские триллеры по рецепту Бавы — Ардженто снимались и после спада интереса публики к ним. Например, тот же Дарио Ардженто в 2009-м году снял фильм «Джалло», по сути похоронив и высмеяв жанр: название намекало на главного героя, болевшего желтухой.

 

Джалло-фильмы уже вошли в историю кинематографа, оказав значительное влияние на другие жанры. Так, например, благодаря им появился более прямолинейный и откровенно «мясной» жанр — слэшеры, да и ряд визуальных приемов (в основном Бавы и Ардженто) впоследствии не раз использовался в кино. Порой это влияние проявлялось самым неожиданным образом — например, в отечественном фильме «Лифт» 2006 года.

Особенности жанра

У джалло есть целый ряд особенностей, которые сформировали жанр и благодаря которым можно практически безошибочно определить принадлежность картины к «желтому» кино.

Действующие лица и интерьеры

Как правило, героями этих фильмов являются люди достаточно обеспеченные — бизнесмены или аристократы, представители творческих профессий — фотографы, художники, музыканты, модельеры. Поэтому и жизненные принципы у персонажей соответствующие: среди них процветает цинизм, легкое отношение к сексу (женские персонажи не стесняются становиться абсолютно голыми, а мужские — пользоваться этим), встречаются различные психические отклонения и сексуальные перверсии. В общем, благодатная почва для убийств и взаимных подозрений.

Действие всегда происходит в шикарных квартирах и домах, заполненных доверху множеством гламурных фотографий, необычных картин и всевозможных безделушек. Нередко убийства совершаются в фотостудии, элитных ателье или галереях. Порой местом действия становятся даже старинные замки, что сближает джалло с готическим жанром.

Убийства

Не удивительно, что им в джалло уделяется особое внимание. Убийства показываются от первого лица, зачастую весьма детально, при этом совершаются они исключительно холодным оружием. Помимо обычных веревок, ножей, топоров и тесаков, встречаются и весьма изобретательные варианты — необычные и антикварные виды. 

Образ убийцы в джалло также не отличается оригинальностью: нередко он облачен в маску, обязательно носит черные перчатки, а умерщвлять предпочитает женщин, желательно полностью голых и с пышными формами.

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 7.

 

Королевой джалло принято считать актрису Эдвиж Фенек, которая снялась в львиной доле фильмов жанра. Несмотря на неплохие актерские способности, хорошей игры от нее требовал далеко не каждый режиссер. Зато раздеваться в кадре заставлял почти каждый. Нередко в сюжет фильма специально вводились сцены, где Фенек могла бы предстать абсолютно голой.

Одними только сексплотейшенами и джалло карьера Эдвиж Фенек не ограничивалась: она успела сняться в более серьезном кино и даже сыграла жену Адриано Челентано в фильме «Ас».

Порвать со славой королевы джалло ей так и не удалось: в качестве иконы триллеров ее пригласили на небольшое камео в фильм «Хостел 2».

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 8.

Сюжет

Сюжет в джалло-фильмах всегда закручен, однако подчиняется характерной для жанра структуре. Все начинается с одного убийства, за расследование которого принимаются любители. В это время либо полиция бездействует, либо официальное расследование не дает особых результатов.

Далее по ходу действия появляются новые персонажи, всплывают неизвестные ранее детали, а убийства продолжаются на протяжении всего фильма. Подозрения падают то на одного персонажа, то на другого и полностью снимаются только с его смертью (которая, впрочем, может быть инсценирована).

Лишь в конце вскрываются все карты и выясняется мотивация убийцы, как правило, весьма неожиданная. Но даже в этом случае вариантов не так много: месть, жажда наживы, безумие. При этом логика в мотивах убийцы иногда может быть весьма сюрреалистичной и малопонятной здравомыслящему человеку.

Порой режиссеры джалло заходили на территорию других эксплуатационных жанров — полицейских триллеров poliziotto или знаменитых итало-хорроров. Такой симбиоз жанров, впрочем, не был прихотью или творческим поиском автора фильма: все зависело от того, в каком жанре он успел набить руку до джалло.

 Музыка

Большинство культовых итальянских кинокомпозиторов делали саундтреки и к джалло, поэтому основной набор имен знаком любому любителю итальянского кино — Эннио Морриконе, Бруно Николаи, Риц Ортолани, Стельвио Чиприани, Гуидо и Маурицио Де Анджелис.

Отдельным явлением на сцене джалло-музыки стала прог-рок-группа Goblin, записавшая культовый ныне саундтрек к фильму «Кроваво-красное»: более роковый, активно использующий синтезаторы с разными примочками и не лишенный бодрых хитов.

 

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 9.

 

5 классических джалло-саундтреков

 

Bruno Nicolai — Preludio & Titoli

«Красная королева убивает семь раз», 1972

BRUNO NICOLAI — TITOLI

«Ночью Эвелин вышла из могилы», 1971

Ennio Morricone — The Victim

«Солнечные пятна», 1975

Goblin — Profondo Rosso

«Кроваво-красное», 1975

Nora Orlandi — Main Version

«Странный порок госпожи Уорд», 1971

Названия

Одной из самых характерных черт жанра являются названия. Если вы натыкаетесь на что-то вроде «Смерть, снесшая яйцо», «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Твой порок — закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней», «Не терзай утенка» или «Откровение сексуального маньяка главе летучего отряда», то не сомневайтесь, что перед вами джалло!

Нередко в названиях авторы любят использовать цифры, заранее объявляющие, сколько убийств ждет зрителя: «Семь окровавленных орхидей», «Семь шалей из желтого шелка», «Пять кукол для августовской луны» и так далее. Не удивительно, что нашлись умельцы, создавшие генератор названий для джалло.

 

Постеры

Кровь и черные кружева: Гид по джалло, жанру кровавых итальянских триллеров. Изображение № 10.

 

Визуальный ряд

Именно он приближает джалло к арт-хаусу. Операторы тут изгаляются как могут — снимают с необычных ракурсов, используют ручную камеру, играют с фокусом, используют суперкрупные планы. Отдельно стоит отметить необычный свет и свойственную для черно-белого кино игру света и тени.

6 примеров жанра

Смерть, снесшая яйцо

Джулио Квести

1968 год

Кроваво-красное

Дарио Ардженто

1975 год

Кровавые мальчики

Фернандо Ди Лео

1969 год

Горячка

Ренато Польселли

1972 год

ТОПОР ДЛЯ НОВОБРАЧНОЙ

Марио Бава

1970 год

Четыре мухи на сером бархате

Дарио Ардженто

1971 год