Культура
Что такое крафтовое пиво?
Прошлая статья ребят из питерской пивоварни AF Brew о крафтовом пиве показала, что тема читателям небезразлична. Тогда они просто рассказали историю появления крафтового пива в отдельно взятой стране. Сегодня — продолжение.
В прошлый раз мы пообещали, что постараемся более подробно рассмотреть само понятие «крафтовое пиво». Но задача эта не такая простая, как кажется. Словосочетание «craftbeer» — неродное для русского языка, и его прямой перевод — «ремесленное пиво», на наш взгляд, никак не проясняет содержания. Попытки подобрать альтернативные варианты перевода (ремесленный=искусный=профессиональный=авторский=рукотворный и другие) только запутывают ситуацию и, честно признаться, отдают квашеной капустой.
Что происходит на рынке?
Тем временем, независимо от состояния терминологии, предложение «крафтового пива» на рынке растет. Если почти год назад AF Brew была первой пивоварней, сварившей полноценный India Pale Ale (IPA) и American Pale Ale (APA), то сегодня таких сортов разной степени «крафтовости» в России можно насчитать около десятка.
Спрос на крафтовое пиво тоже растет. Потихоньку становятся востребованными нестандартные сорта. Если пару лет назад верхом пивной незаурядности было что-то из области вишневого пива, то сейчас уделяется внимание хмелевым сортам, сортам с оригинальным набором злаков (овсяные, ржаные и прочие), сильноохмеленным и горьким сортам. Более того, интерес к такого рода оригинальному пиву наблюдается как у маленьких, так и у больших игроков рынка.
IndiaPaleAle (IPA)
Модный бизнес и эффект мыльного пузыря
Но есть и обратная сторона роста популярности крафтового пива в России. Замечательные истории таких суперзвезд крафтового пивоварения, как Сэм Каладжионе (Dogfish Head Brewery), Миккель Бйорг Бйонсо (Mikkeller), Джеймс Уотт и Мартин Дики (Brew Dog) и многих других, вдохновляют пивоваров во всем мире, и Россия — не исключение. Однако раскрученная история состоявшегося успешного бизнеса — это только вершина айсберга, если под айсбергом подразумевать историю этих пивоварен. Тем не менее, игнорируя трудности, все спешат примерить на себя образ пивного революционера и крафтового пивовара. В США этот «крафтовый бум» настолько огромен, что об открытии собственной пивоварни говорят, как об очередной поездке на море:
- Какие планы?
- Да вот, собираюсь открыть свою пивоварню и варить пиво не как у всех.
- Интересно. Мой сосед тоже открыл на прошлой неделе. Говорит, будет делать пивную революцию…
1. Миккель Бйорг Бйонсо (Mikkeller). 2. Сэм Каладжионе (DogFish Head). 3. Джеймс Уотт и Мартин Дики (BrewDog).
У нас происходит что-то похожее. Но в отсутствии потребителя, имеющего возможность свериться с первоисточниками или сравнивать «крафтовые» сорта лоб-в-лоб, создание новых сортов превратится в модную игрушку, играть которой будут пробовать самые разные люди. Можно сказать, что в скором будущем нас накроет волна «крафтового» пива. И это будут не только минипивовары и чудаки-энтузиасты, но в этот процесс обязательно включатся и большие.
С одной стороны, это прекрасно, и у нас в стране станет много крафтового пива. С другой стороны, при аудитории, которая даже не читает этикетку, но реагирует на дурацкие прилагательные типа «живое», «бочковое», «разливное» и прочее, крафтовое пиво в России будет затаскано и девальвировано. Впрочем, что-то подобное пережили и зарубежные пивовары, у таких подражателей уже есть специальное определение — «crafty» («псевдокрафтовый», «крафтоватый»).
И уж совсем не стоит забывать об опыте тех же американских пивоваров, где ежегодно открывается примерно 40 крафтовых пивоварен, из которых только одна остается работать через год. Это статистика. Это грустно, но, начиная заниматься крафтовым пивом, гораздо разумнее будет отнести себя к тем 39, которые выйдут из гонки.
Можно сказать, что в скором будущем нас накроет волна «крафтового» пива.
Определения «крафтового пива»
Такой бурный интерес к феномену, естественно, потребовал и систематизации. Как минимум, потребовалось дать определение понятию «крафтовое пиво» и «крафтовое пивоварение». В настоящее время есть два подхода. Условно назовем их «американский» и «европейский».
Американский
Американское определение «крафтового пива» дано и зафиксировано Американской ассоциацией пивоваров. Критерии крафтовой пивоварни:
- Пивоварня должна быть малой и производить не более 6 млн. баррелей пива в год. Один пивной баррель в США равен 117,3 литров. То есть годовой объем крафтовой пивоварни не должен превышать: 703,8 млн. литров пива в год.
- Пивоварня должна быть независимой. Это означает, что не менее 75% капитала пивоварни должно находиться у нее в собственности. То есть, например, пивоварня, продавшая более 25% акций другим компаниям, считаться крафтовой уже не может. Это связано с тем, что при большем участии сторонних компаний и при большей зависимости от чужих ресурсов и инвестиций крафтовый пивовар лишается определенной свободы и может быть зависим от решений инвесторов.
- Пивоварня должна быть традиционной. Это означает, что основой пива должен быть солод (не менее 50%), а использование прочих добавок должно быть направлено на улучшение и усложнение вкуса, а не на его облегчение. То есть пивовар, кроме воды солода и хмеля может использовать сахар, цветы, пряности, овощи, фрукты и прочие варианты сырья. Но если он делает это для снижения себестоимости продукта — это явное нарушение. Такой пивовар не будет считаться крафтовым.
Американская ассоциация пивоваров
Европейский
Европейское определение крафтового пива менее регламентировано, но встречается так или иначе в пивной литературе. Суть этого определения сводится к тому, что крафтовым считается пиво, главным мотивом создания которого было не извлечение прибыли, а вдохновение и творческий процесс. Здесь все ясно и просто.
Возможно, из-за этой простоты такое определение очень нравится отечественным потребителям. В нем есть своя доля романтики и высоких идеалов. Однако у такого определения есть огромный недостаток: критерий очень условен. Нет никакой возможности достоверно зафиксировать и оценить факт вдохновения в том или ином сорте пива. А если продолжать логику «некоммерческого» происхождения такого пива, то совершенный крафтовый сорт должен просто раздаваться безвозмездно: вдохновился — сварил — раздал. Но так ведь не бывает. Уж насколько AF Brew маленькая и дружелюбная, но позволить раздавать бесплатно наше пиво мы можем только в день нашего рождения, собирая только тех, кто входит в наши группы в социальных сетях.
Логичным выглядит первое (американское) определение. Оно довольно четкое и измеримое. Это действительно критерий, которому можно соответствовать или не соответствовать.
Крафтовым считается пиво, главным мотивом создания которого было не извлечение прибыли, а вдохновение и творческий процесс.
Отношение к потребителям
Но кроме сухого определения есть еще один аспект крафтового пива, о котором нельзя не сказать. Это точка зрения самого потребителя. Как правило, он (потребитель) не использует четких критериев крафтовости по отношению к пиву, которое он пьет. Но, тем не менее, потребитель не только пьет это пиво, но и пишет о нем, делится своими впечатлениями и судит об этом пиве. Действительно, должно быть что-то, что учитывает творческую составляющую.
И будет уместно сказать, что кроме соблюдения формальных условий отнесения к «отряду крафтовых», для пивоварни важны отношения с ее аудиторией. И здесь обязательно иметь в арсенале такие инструменты, как:
Инновации
В линейке сортов крафтовой пивоварни должны быть сорта, которые можно отнести к инновационным. При этом значимость инновации может иметь значение даже на уровне локальной аудитории и может зависеть от уровня развития пивоварения в конкретной стране и конкретном городе. Разумеется, высшим пилотажем будет создание сортов, которые будут инновационными по отношению к пиву вообще. Но это, как вы понимаете, из области гениальности.
Сообщество
Кроме создания пива и передачи его на барную стойку к клиенту, крафтовый пивовар должен заниматься образованием своей аудитории и формировать сообщество людей, разбирающихся в крафтовом пиве. Если просто создать необычный сорт пива и поставить его в баре, то, скорее всего, он просто будет там стоять. Чтобы такое пиво полилось по бокалам, потребуется серьезная работа. Если угодно, вам придется стать не только энтузиастом, но и «евангелистом» своего пива и, возможно, самому стоять за стойкой и лично общаться с каждым клиентом.
Индивидуальность
Крафтовая пивоварня — это не только производство и общение с аудиторией. Кроме пива, у нее есть свой характер, свое лицо, своя история и своя миссия. Это непросто объяснить, но общение с крафтовой пивоварней гораздо глубже отношений «продавец — клиент». За именем пивоварни стоит не юридическое лицо, не компания, не бренд, а реальные живые люди.
Мы понимаем, что вместо познавательной статьи энциклопедического характера у нас получилась статья дискуссионная. Но хотелось бы отметить, что важны не только и не столько формальные критерии и соблюдение каких-либо правил. Никогда не стоит забывать о том, что главным ценителем будет потребитель — тот, ради кого все это и затевается.
И кроме вычисления размеров пивоварни, кроме тщательного отбора ингредиентов и внимательного отношения к рецептуре и производству, в крафтовом пивоварении особое внимание должно уделяться отношениям с клиентом. И в этих отношениях важно, чтобы пивовар был инициатором повышения уровня знаний о пиве у своих клиентов. Его пиво должно стимулировать образовательный процесс у потребителей. Как говорил один замечательный театральный режиссер: «Если в зале будет всего лишь один умный зритель, мы должны ставить спектакль именно для него, а не для остальных». Так и в крафтовом пивоварении, нельзя бояться быть непонятым и отказываться от следующего шага, соблазняясь желанием угодить большинству или воспользоваться их незнанием в корыстных целях.
AF Brew в Facebook, ВКонтакте
Официальный сайт
Комментарии
Подписаться