США. Конец XIX века. По улицам городов униженного поражением в Гражданской войне Юга снуют беспризорники, потерявшие отцов в братоубийственной бойне. Они шарят по карманам, грабят зазевавшихся прохожих и… играют музыку. Хороших и даже плохих настоящих инструментов уличным оборванцам достать негде, поэтому они выкручиваются как могут — создают их своими руками. На первый взгляд музыкальный арсенал этих уличных ансамблей, прозванных spasm bands, кажется кучей мусора, да и звучит примерно так же. Но во многом именно им мы обязаны доброй традиции объединяться в группы, чтобы играть музыку. Мало того, в нестройных звуках спазм-банд уже слышатся первые отголоски нынешних джаза, кантри, блюграсса и, разумеется, блюза. Позднее спазм-банды уходят в прошлое, уступая место другим самодеятельным коллективам, музыканты которых хоть и могут позволить себе «нормальные» гитары, скрипки и банджо, но остаются верны и тем самодельным инструментам. Эти ансамбли даже свое название получили в честь одного из них — jug bands (жбан-банды).
|
|
Диддли-бо |
|
Сокрытый под грузом времен и расплодившихся гитарных производителей инструмент, без которого блюз звучал бы совсем по-другому. Эта однострунная цитра, как назвали бы диддли-бо этномузыкологи (да, есть и такая профессия), стала неотъемлемым атрибутом музыкальной жизни чернокожих рабов Америки. Простота изготовления и вполне пристойный звук обеспечили этому инструменту широчайшее распространение на плантациях Юга. Одна из версий происхождения диддли-бо гласит, что этот инструмент изначально изготовлялся в качестве игрушки для детей и лишь позднее его звучание оценили взрослые музыканты. Впрочем, после отмены рабства, получив какую-никакую свободу, чернокожие не забыли о диддли-бо. Во многом его протяжное и очень узнаваемое звучание предопределило ленивую и неспешную эстетику блюза с протяжными нотами и неочевидной темперацией. Именно благодаря диддли-бо появилась слайд-гитара и техника игры слайдом. Многие музыканты даже снимают со своих гитар струны, оставляя одну-три, чтобы имитировать игру на диддли-бо. Позднее стали появляться модификации, оснащенные двумя или тремя струнами больших размеров и звукоснимателями. Уилли Джо Дункан, например, играл на колоссальных размеров электрическом диддли-бо, который он прозвал унитар. Один из немногих достойно звучащих инструментов, которые можно сделать буквально на коленке из подручных материалов. Деревянная доска, полдюжины гвоздей, металлическая проволока и стеклянная бутылка или жестяная банка в качестве резонатора — таков несложный рецепт приготовления этого инструмента. Джек Уайт в фильме It Might Be Loud преподал мастер-класс по созданию электрифицированного диддли-бо. А происхождение псевдонима папы рок-н-ролла Бо Диддли в отдельном пояснении уже, надеемся, не нуждается. |
К слову, гитаристы мотауновских легенд The Funk Brothers свои первые шаги в музыке начинали именно с диддли-бо.
|
Как играть
Есть один нюанс: для игры на диддли-бо потребуется слайд. Изготовить его можно самостоятельно, подобрав нужной длины и диаметра обрезок стальной трубы либо отпилив горлышко от винной бутылки. В последнем случае лучше не полениться и как следует обработать все сколы и острые грани наждачной бумагой. Играть на диддли-бо проще простого: струна либо защипывается пальцами или медиатором, либо по ней бьют металлической палочкой (можно использовать чайную ложку — звук вполне приличный). Слайд прижимают к струне, регулируя высоту звука. |
Как играть
|
Таз-бас |
|
Сразу определимся с термином: тазовый бас (washtub bass) звучит как-то физиологично, а бас из таза — еще более физиологично и двусмысленно. Поэтому пусть будет таз-бас. Этот инструмент представляет собой обычный таз для стирки, в идеале — жестяной, который используется в качестве резонатора. Грифом (о нем ниже) служит любая более-менее ровная палка, а струна — в классическом варианте она должна быть одна — делается из бечевки, пропущенной сквозь отверстие в центре таза. Принципиальное отличие таз-баса от того же контрабаса в том, что гриф здесь не крепится к корпусу. Да, есть варианты с жестко фиксированным грифом, но не в каноническом виде таз-баса. Таз-бас, как и любой самодельный музыкальный инструмент, дает широчайший простор для модификации. Здесь и увеличение количества струн, и оснащение звукоснимателями, и замена классического жестяного таза на все, что может дать глубокий насыщенный резонанс — от чемодана и бочки до ведра и пустого газового баллона. В Великобритании в середине прошлого века среди начинающих групп был очень распространен так называемый tea-chest bass. По конструкции он мало чем отличался от таз-баса, но в качестве резонатора здесь использовался «чайный сундук» — вместительный деревянный ящик с обшитыми металлическими полосами углами. Такой, к слову, долгое время использовался в первой группе Джона Леннона и Пола Маккартни — The Quarrymen. Из других именитых музыкантов, использовавших таз-бас в той или иной его ипостаси, можно вспомнить гениального Леса Клейпула из Primus и Закка Уайлда из Black Label Society. |
|
Как играть |
|
Подвижный гриф нужен для того, чтобы регулировать высоту звука, ослабляя и натягивая струну. Да, и самое важное: при игре нужно ставить ногу на таз — так он не будет лязгать об пол, да и выглядит это круто. В современных вариантах с фиксированным грифом струна прижимается к нему, как при игре на гитаре или контрабасе. Это делает таз-бас менее компактным, зато играть намного привычнее, и многие современные музыканты используют варианты с фиксированным грифом. |
|
Ложки Игра на ложках, как и кастаньетах, вовсе не русское ноу-хау. Музыкальные свойства этих столовых приборов открыли для себя многие народы, в том числе американцы. Техника игры не сильно отличается от знакомой нам по архивным советским записям выступлений фольклорных ансамблей или телепередаче «Играй, гармонь». |
Гребенка Еще один инструмент, знакомый даже простому советскому человеку. Обычная расческа или гребешок, желательно с частыми зубцами, хитрым способом оборачивалась папиросной бумагой. Вдувая воздух в зазор между натянутой бумагой и расческой, исполнитель получал резкий звук, похожий то на музыкальный инструмент казу, то на губную гармонику, то на трубу с сурдинкой. |
Комментарии
Подписаться