Вернувшиеся с фронтов Второй мировой войны в оглушительно-тихую мирную жизнь американские ветераны быстро нашли чем утолить адреналиновый голод. Они собирались в мотоклубы, колесили по стране и, конечно, устраивали гонки. Благодаря им на свет появились бобберы — мотоциклы, которые смогли бы привозить своих хозяев на первые места в соревнованиях и были бы более или менее приспособлены для повседневного использования.
Но времена меняются, и сегодня представить боббер бороздящим грунтовый овал трассы в глубоком заносе можно разве что в кошмарном сне. Эти мотоциклы строятся мастерами по индивидуальным проектам с использованием винтажных комплектующих, стоят немалых денег и всячески лелеются своими владельцами. О том, как они пришли к своей форме, что такое «ручка самоубийцы» и без чего не покидает свой гараж правильный водитель боббера, вы сможете узнать из этой статьи FURFUR.
Стиль бобберов оформился именно в послевоенной Америке, хотя его истоки зародились еще до Второй мировой в тех же Штатах. Все больше людей пересаживались на два колеса, объединялись в клубы и организовывали любительские соревнования. Но бушующая на тот момент Великая депрессия и хроническое безденежье не позволяли энтузиастам покупать «боевой» мотоцикл для трек-дней в довесок к мотоциклу на каждый день. Приходилось гоняться на том же, на чем ездили на работу или погостить в соседний штат.
1. Представитель мотоклуба 13 rebels, основанного ветеранами Второй мировой войны, и его боббер. 2. Джек Николсон на боббере Harley. 3. Постер к фильму о банде мотоцклистов «Возмутители спокойствия». Именно в нем Джек Николсон ездил на боббере. 4. Участник одной из гонок. 5. Кадр из фильма «Дикарь» с Марлоном Брандо.
Перековать кондовый и очень тяжелый американский мотоцикл в покорителя грунтовых (асфальт в США в те времена был далеко не везде) гоночных овалов можно было только одним способом — открутив и отрезав от него все лишнее. Первым делом на пол гаража летели передние крылья. Крылья были выполнены из металла, немало весили и препятствовали вращению колеса из-за того, что между крылом и покрышкой на треке набивалась грязь.
За крылом следовали фары, зеркала заднего вида, приборные доски, клаксоны, ветровые стекла, пассажирские седла, подножки и даже узлы переднего тормоза. Затем владелец вооружался ножовкой и ножницами по металлу и в буквальном смысле «обстригал» (от английского глагола to bob — «стричь» — и произошло название этой разновидности мотоциклов) свою машину до совершенно непотребного состояния. Зато байк разом терял пару-тройку десятков килограммов. Даже «Харлеи» с тихоходными моторами Flathead в умелых руках обретали вполне спортивную прыть. А уж про более легкие и скоростные байки Crocker и говорить нечего. |
Тема бобберов получила захватывающее продолжение после войны. Вернувшиеся с фронтов ветераны привезли с собой на родину опыт кручения гаек и впечатления от
европейских мотоциклов — как правило, более быстрых, легких и подходящих для высоких скоростей и соревнований. Началось прививание достижений европейской школы мотоинжиниринга на американскую почву.
Повернутые на скорости владельцы бобберов искали примеры лучшей реализации того или иного узла на европейских мотоциклах и адаптировали компоненты для американских машин. Ставились более эффективные и легкие тормоза, для достижения большей мощности устанавливались более производительные карбюраторы, растачивались цилиндры двигателя, тяжелая стандартная выхлопная система выбрасывалась и менялась на обрезки тонкостенной трубы, которые, казалось, не глушили, а усиливали грохот мотора.
Особо рукастые гонщики и вовсе разваривали рамы мотоциклов и ставили в компактное поджарое шасси более мощный двигатель от модели классом выше. Хотя маневр с «пересадкой сердца» для бобберов — случай скорее исключительный и не совсем вписывается в каноны этого стиля.
Каноны стиля бобберов складываются из нескольких характерных черт. Как и подобает спортивному аппарату, каждое изменение конструкции продиктовано сугубо утилитарными соображениями. Это выгодно отличает бобберы от их ближайших родственников-кастомов, хозяева которых обожают обвешивать свои мотоциклы цацками сомнительной полезности.
Первым в облике боббера бросается в глаза широкий руль, которым удобно вести мотоцикл в силовом скольжении по грунтовой трассе. Затем — вилка типа «спрингер» (либо ее разновидность «гирдер») — двойная, с системой рычагов и упругим элементом в виде пружины. Она простая в изготовлении, легкая, жесткая и ее легко обслуживать — все ответственные узлы легко доступны для смазки и регулировки. Кроме того, «спрингер» отлично работает при больших углах вылета колеса. |
Вилка-«спрингер» — один из каноничных элементов конструкции настоящего боббера |
С учетом того, что в качестве основы для бобберов часто берутся рамы от кастомов с их немаленьким вылетом, это в высшей степени оправданное техническое решение.
Идеологически верными на боббере выглядят задний барабанный тормоз, цепная передача, передние и задние колеса одинаковой размерности (если заднее износилось, его можно поменять местами с передним и продолжить заезды), подпружиненное водительское сиденье-«лягушка» и полное отсутствие хрома.
Маскулинный до мозга костей боббер вернулся в моду лет десять-пятнадцать назад в США, Европе и Японии. Проекты в этом стиле прогремели на соревнованиях по кастомайзингу, попали на обложки глянцевых журналов и фоторепортажи из жизни знаменитостей. Сейчас для желающих самостоятельно построить боббер или получить его из рук кастом-гуру работает целая индустрия. Производится и поступает в продажу решительно все — от чертежей для самостоятельного изготовления рам и самых маленьких запчастей к еще довоенным моторам H.-D. Flathead до полностью восстановленных силовых агрегатов, комплектов rolling chassis (рама и колеса) и наборов «сделай сам», из которых при грамотной сборке и последующей покраске получается полноценный боббер.
Среди огромного количества новодела встречаются и винтажные запчасти, которые, словно вишенки на торте, должны венчать сделанный собственными руками аппарат. Просят за такие компоненты немалых денег.
Впрочем, запчасти-реплики не отстают. Например, одна шина Cocker White Wall (с белой полосой на боковине) на мотоцикл стоит больше 200 долларов. Для самых радикальных фанатов стиля есть даже наборы по переделке привычного механизма смены передач в «ручку самоубийцы». За возможность добровольно свернуть себе шею просят 300–400 долларов.
Комплекты rolling chassis стоят от 1500 долларов. Комплекты для самостоятельной сборки тянут минимум на 10 тысяч и адресованы увлеченным фанатам крутить гайки в гараже. |
При наличии «ручки самоубийцы» смена передач на мотоцикле напоминает аналогичный процесс в автомобиле. Только в сто раз опаснее. |
Свое прозвище (suicide shifter) девайс получил за специфический процесс переключения скоростей: надо ногой давить на педаль сцепления, а передачи менять рычагом рядом с бензобаком. Орудовать рычагом нужно, сняв левую руку с руля. Надо ли говорить, что такой трюк на разгоне при полном газу частенько заканчивался падением на грунтовый трек, возможно, даже под колеса соперникам. Современные райдеры такую мудреную систему с непривычки вообще укротить не в состоянии.
БОББЕР ИЗ «УРАЛА»
«Харлей» произвольного года выпуска — отнюдь не единственный донор узлов и агрегатов для постройки бобберов. Безумно стильные аппараты получаются вокруг винтажных европейских и даже японских моторов. Увы, в России старых воздушников от Honda CB500 и Yamaha XS650 1970-х годов не найти днем с огнем. О более изысканных вариантах типа BSA и Triumph даже говорить нечего. Отечественные реалии предлагают только оппозитный двигатель от «Урала». Впрочем, если руки растут из нужного места, то можно презреть все каноны и выдать собственное прочтение стиля боббер всем на зависть. Как это творение калининградского мастера.
КАК ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ВОДИТЕЛЬ БОББЕРА
Фильм «Дикарь» с молодым Марлоном Брандо закрыл все вопросы о том, как должен выглядеть человек на мотоцикле. Кожаные куртки-косухи, джинсы, перчатки, высокие сапоги или ботинки, эмблемы, значки и нашивки выпускают миллиарды больших и маленьких компаний. Об истории одного из самых громких брендов в области мотоциклетной моде мы уже писали, поэтому останавливаться на особенностях косух не будем.
И хотя герой Марлона Брандо в «Дикаре» Джонни ни разу не был замечен в шлеме, шлем — обязательный атрибут. Хотя бы с точки зрения безопасности. Хорошие и правильно выглядящие шлемы-«котелки» делает компания Biltwell. Она же производит очки-«консервы». Оба предмета экипировки выглядят словно с картинок про пятидесятые, но сделаны по современным технологиям. В конце концов, необходимость ездить с защищенной головой признает даже Брэд Питт — его еще ни разу не видели покидающим на боббере свой гараж без подходящего ситуации головного убора.
Комментарии
Подписаться